МЕНЮ
Обраювание древнерусского государства. Общественный строй.

    Киевское государство было раннеклассовым, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным. Большинство ученых поддерживают мысль о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с XI в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.
    Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю; первичной формой которой является полюдье. Полюдье это не только сбор дани, налога, но и способ управления страной при отсутствии' государственного аппарата. В IX в. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные бояре. В X в. усиливается формирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей. Феодальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалований, так и за счет захвата пустующих земель общинников. Феодализм также характеризуется и неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.
    Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.
    Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати.
    Развитие феодализма привело к тому, что только феодалы - могли обладать правом собственности на землю. Они не платили дани и имели другие привилегии. Таким образом, в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.еоформление юридически здаенутых групп среди населения. Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы.
    Во главе Киевского государства стоял князь с дружиной. Дружина. делилась на старшую и младшую. Отличие между ними: старшая более богатая и привилегированная. Из старшей дружины составлялся совет при князе. Младшая дружина (ее члены-отроки) - менее состоятельны, ее члены-воины. Система управления в целом этого периода называлась численной или (десятичной) по количеству воинов в разных подразделениях (тысячи-тысячники, сотни-сотники).
    Наместники-князья в городах назывались посадниками. Существовали сборщики податей, сборщики торговых пошлин. Княжеские слуги, выполнявшие разные поручения назывались тиунами. Весь княжеский род был носителем Верховной власти. Земля принадлежала не князю, а роду. И Киевский престол переходил от старшего брата к младшему. У князя в руках основные нити управления: назначение администрации, охрана торговых путей, организация судебных органов.
    Князь судит население главного города Киева, а Киевские судьи, им назначенные, все население других городов. Сохранились уставы князей и договора Киевского князя и других князей с подвластных территорий. Большую роль в управлении играло вече - народное собрание, которое сохранилось еще от родоплеменных традиций. Ему принадлежали законодательные и исполнительные функции. И князья вынуждены были с вече считаться. В разных городах у вече была разная сила, в зависимости от традиций, условий. И самая большая власть у вече - в Новгороде (без вече не решался ни один вопрос). В Киеве слабее. Большая часть населения -свободные крестьяне. Население городов и сел жило общинами (или мирами) со своими исполнительными органами власти, с которыми князья считались.
    Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности обшины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся се покровительством, назывался изгоем.
    С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от феодала. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу I помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязакного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин относящийся к зависимым людям рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.
    В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.
    Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина Она состояла из княжеской иди боярской усадьбы и зависимых от нее обшин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведши специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всея вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер, и было ориентировано на внутреннее потребление самого фес л ала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме - феодальном эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.
    Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников С целью при влечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.
    Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.
    В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры), о наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических отношений в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населенную ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности.
    Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, письменности, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др.
Hosted by uCoz