МЕНЮ
Контрреформы Александра III.

    
    Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили решимость властей твёрдо проводить провозглашенный в манифесте «охранительный» курс: 14 августа 1881г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Теперь в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Любого ее жителя могли подвергнуть аресту, сослать без суда на пять лет, предать военному суду. Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение» постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.
    Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник — попечитель учебного округа: он назначал деканов, обладал правом созывать ученый совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподаванием.
    Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д. Делянову (1818—1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности.
    Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.
    В соответствии с новым законодательством в 1884 г. Прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М.Н. Каткова (1818—1887) «Московские ведомости».
    Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80 — 90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству. 18 мая 1882 г. учреждается Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяйствам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса, но главное — помочь помещикам через Крестьянский банк по выгодной цене сбывать свои земли. Как правило, через посредство этого банка продавались крестьянам помещичьи земли, причем по иенам на 30% выше рыночных. Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899г.) отменялась подушная подать с податных сословий, веденная ешё Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп.
    Самодержавие стремилось затормозить прогрессирующий процесс разложения крестьянства, предотвратить рост сельскохозяйственного пролетариата, сохранить податную платежеспособность крестьянского двора и общину как фискально-полицейский институт.
    Наряду с этим самодержавие провело ряд мер, направленных на укрепление дворянства, на поддержку дворянского землевладенил и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г. учреждается Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их имений на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности этот банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. сумма ссуд банка помещикам превысила 1 млрд. руб.
    По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей гласных (около 57%). Имущественный ценз понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков -лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать и выборах
    Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян — опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.
    Городская контрреформа 1892 г. преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право утверждать официально избранного городского главу — председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.
Hosted by uCoz